Шестой год жизни является этапом интенсивного психического развития. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольною возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Приведенные результаты указывают на поиск новых путей решения проблемы здоровье формирования и здоровье сбережения дошкольников, при этом необходимо учитывать особенности физического, психического и социального развития данного возраста. Рассматривая психофизическое развитие старших дошкольников, следует отметить, что память, внимание, воображение в данный период носит непроизвольный характер. В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в этот период играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам. Развивается четкое избирательное восприятие по отношению к социальным объектам. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Скачек в развитии внимания связан с умением сознательно управлять им, и удерживать его на определенных предметах. К шести годам возникает новая форма внимания - произвольное внимание. Для формирования последнего старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для физического и нервно-психического развития ребенка. В значительной степени этому способствует совершенствование функции речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Удерживать внимание на чем-то однообразном, детям этою возраста еще трудно, так как у них доминирует непроизвольное внимание. А вот в процессе интересной игры, внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в развития памяти. Память в том возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Прочность запоминания возрастает, и ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. В этот период активно развивается произвольное запоминание. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к шести годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет доминирующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой, является наличие замещающей деятельности. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие пространственных представлений достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки, провести анализ пространственных ситуаций. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности, оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий, которые в значительной степени опираются на освоение ребенком действий с внешними предметами. H. II. ГІоддьяков показал, что в возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды. Данный уровень умственного развития, т. е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно - схематическое мышление. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения ребенком внешней среды, так как является средством создания обобщенной модели различных предметов и явлений. В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления. Таким образом, к шести-семи годам ребенок может решать проблемные ситуации гремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок шести лет может стремиться к воображаемой цели, выдерживая при этом волевое напряжение в течение длительного времени. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению. Дошкольник становится более активным в поиске новой информации. Одним из наиболее действенных мотивов, в плане мобилизации волевых усилий, является оценка действий взрослыми. Носителем норм и правил, ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Старший дошкольник начинает осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих. Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя е другими детьми. Однако, для шестилеток характерна недифференцированная завышенная самооценка своих действий, именно поэтому, использование порицаний и замечаний при обучении должно быть ограничено. В противном случае у детей появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к обучению. Старший дошкольник уже умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к осознанию оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей. Следовательно, в этом возрасте формируется самосознание личности. В процессе своего взросления ребенок общается со взрослыми, при этом его психическое развитие проходит ряд этапов. Переход к дошкольному детству знаменуется новой формой общения - внеситуативно-познавательной. Однако возможности ребенка в данный период еще ограничены и единственным источником знаний, позволяющим получить ответы на волнующие вопросы, становится взрослый. К концу дошкольного возраста появляется высшая для этого периода форма общения - внеситуактивно личностная, которая возникает на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании и определяется особенностями межличностных отношений. В этом возрасте возникают начальные формы высших эмоций и чувств. Моральные чувства, связаны с овладением понятий «можно», «нельзя». Эстетические чувства, связанные с усвоением понятий «красивое», «некрасивое» и т. д. В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития. Как отмечал Д. Б. Эльконин (2001), основным мотивом деятельности ребенка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать как взрослый. Таким образом, в период дошкольного детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста. В данный период познавательные интересы дошкольника становятся более стойкими. Большинство детей
сознательно, с адекватными волевыми усилиями относятся
к усвоению знаний. Восприятие по своим психологическим характеристикам (целенаправленности,
сосредоточенности, точности и обобщению) начинает соответствовать уровню взрослого
человека. К концу дошкольного возраста формируются новые сенсорные способности определение
параметров (длины, ширины, высоты). Дети начинают ориентироваться в пространстве
и во времени. Игры приобретают сложное и насыщенное содержание. Появляются игры
и без ролей, в которых выполнение правил обязательно для достижения определенной
цели - выигрыша. Игры с правилами (настольные, игры в прятки) весьма отличаются
от сюжетно-ролевых игр («в доктора», «магазин»). Однако в генетическом плане первые
развиваются из ранее, возникших, как указывает А. Н. Леонтьев, «в силу необходимости
заложенной в самой игровой деятельности ребенка». .Значительно совершенствуется
слуховое восприятие и, прежде всего фонематический слух. Дети начинают безошибочно
различать все звуки родной речи, могут их правильно выделять в словах, безошибочно
произносить, меняя громкость и темп речи и используя средства интонационной выразительности.
Запас слов увеличивается, ответы становятся более развернутыми. Рассказы, пересказы
по картине отличаются большей содержательностью и связностью. Проявляется умение
охарактеризовать художественно-выразительные и изобразительные средства литературного
произведения. Улучшается музыкальный слух, шести летние дети могут воспринимать
и правильно интонационно воспроизводить мелодии в пении. Эти виды деятельности способствуют
овладению высшими формами восприятия и образного мышления. А это весьма важно, так
как они составляют необходимую основу для последующего усвоения обобщенных знаний.
Заметно возрастают и возможности умственной деятельности, происходит значительный
рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Развивается умение
рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные
выводы. Правда, эти процессы не выходят за рамки наглядно-действенного мышления,
но, тем не менее, способствуют эффективному формированию понятийного, логического
мышления, без развития которого невозможно будущее обучение в школе. Значительное
влияние на психические процессы шестилетних детей оказывает и их трудовая деятельность,
формирующая такие личностные качества, как усидчивость, внимательность, умение проявлять
нужные волевые усилия, терпение и трудолюбие. В трудовой деятельности ребенок воспитывает
нравственно-волевые качества - ответственное отношение к делу, умение обдумывать
план и ход работы, преодолевать возникающие определенные трудности для получения
намеченного результата. В. А. Сухомлинский (1973) рассматривал воспитание потребности
в труде, как одну из важнейших задач дошкольной педагогики. Усвоение новых знаний
и умений требует от ребенка больших энергетических затрат, тогда как работоспособность
(физическая и умственная) имеет определенные возрастные особенности и ограничения,
обусловленные уровнем морфо-функционального развития детского организма. Таким образом,
чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями, умениями, навыками, и был готов к обучению
в школе, ему необходимо иметь «запас» здоровья, который определяется состоянием
физической и психической сферы.
Очень здорово и правильно написано. Хорошо бы, чтобы каждый педагог это знал и применял в своей практике.
ОтветитьУдалить